Полезная информация
Конвенции, Соглашения, Законы, Нормативные акты
Конвенции и соглашения
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
Incoterms® / Инкотермс® - International Commercial Terms - Международные торговые термины
Правовой режим перевозки груза различным видом транспорта регулируется:
Автомобильные перевозки
1. Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ – ЦМР)
В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов. Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.
В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. Применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности сторон договора. Нормы КДПГ имеют императивный (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ) характер. Отступления от ее положений недействительны.
2. Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).
Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП. В России создана АСМАП – некоммерческая организация, член Международного союза автомобильного транспорта. АСМАП – это гарантийное объединение российских международных автомобильных перевозчиков.
3. Гаагская конвенция «О законе, применимом по делам о несчастных случаях на дорожном движении», 1968г.
Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности (автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда). В Европе действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).
4. Национально-правовые акты действующие в данной области:
-
Гражданский Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон N 14-ФЗ), Глава 40
-
Федеральный закон 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
-
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272)
-
«Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (с изм. от 21.05.2007)
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2008 N 46-р Об определении Минтранса России компетентным органом по выполнению обязательств, связанных с участием Российской Федерации в Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанном в Женеве 1 июля 1970 года
Морские перевозки
1. Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), применяется в отношении договоров морской перевозки между двумя различными государствами:
-
когда порт погрузки находится в государстве-участнике;
-
когда коносамент, транспортная накладная или другой документ, подтверждающий наличие договора морской перевозки груза, выдан в государстве-участнике;
-
когда договор морской перевозки груза отвечает положениям Гамбургских правил либо национального законодательства, основанного на этих правилах;
-
когда порт выгрузки находится в государстве-участнике конвенции.
Все нормы Гамбургских Правил имеют императивный (обязательный для всех) характер. Установлен принцип презумпции вины морского перевозчика (перевозчик считается виновным, пока не докажет свою невиновность).
2. Международная конвенция «ОБ УНИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛ О КОНОСАМЕНТЕ 1924 ГОДА" (вместе с "ПРОТОКОЛОМ ПОДПИСАНИЯ"). Брюссель, 25 августа 1924 года.
3.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон N 81-ФЗ)
4.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон N 14-ФЗ), Глава 40
Железнодорожные перевозки
1. Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) Берн, 9 мая 1980 года
Членами КОТИФ являются европейские страны.
2. Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС)
Участниками соглашения являются Россия, страны Восточной Европы, Монголия, Китай, КНДР и Вьетнам.
3.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон N 14-ФЗ), Глава 40